Снятие и установка двигателя ВАЗ 2106


ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Снимайте и устанавливайте двигатель на подъемнике или смотровой канаве. Так как моторный отсек автомобиля ваз 2106 скомпонован достаточно плотно, во избежание повреждения остальных узлов, расположенных в моторном отсеке, предварительно снимите как можно большее количество узлов. С этой же целью рекомендуем снимать с автомобиля ваз 2106 двигатель без коробки передач и сцепления, также предварительно сняв их с автомобиля.
А если понадобятся запчасти газ волга их всегда можно найти по этой ссылке.
 Для снятия двигателя с автомобиля ваз 2106 вам потребуются: ключи «на 8», «на 10», «на 13», «на 17» и «на 19» (или головка с удлинителями и карданным шарниром), ключ для пробки сливного отверстия картера коробки передач, отвертки (две), оправка для центрирования ведомого диска сцепления, пассатижи, таль или иное подъемное устройство, стропы (прочная веревка). 
1. Отсоедините провода от аккумуляторной батареи и снимите ее с автомобиля. 
2. Снимите грязезащитный щиток (см. «Снятие и установка грязезащитного щитка»).
3. Слейте жидкость из системы охлаждения двигателя (см. «Замена охлаждающей жидкости на автомобиле ВАЗ 2106»).
4. Опустите рычаг привода стояночного тормоза в нижнее положение. 
Снятие и установка двигателя ВАЗ 2106

5. Поставьте рычаг переключения передач в нейтральное положение. Снимите декоративный чехол рычага коробки передач с обоймы и сдвиньте его вверх по рычагу. 
clip_image002
6. Снимите наружный чехол с крышки и сдвиньте его вверх по рычагу. 
clip_image003
7. Нажав рукой на рычаги...
  clip_image004
8. ...отверткой на запорную втулку, выньте втулку из канавки на стержне рычага. 
9. Снимите стержень рычага. 
ПРИМЕЧАНИЕ
clip_image005
На рычаге переключения передач останутся дистанционная 1, упругая 2 и запорная 3 втулки.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
clip_image006
В стержне остается вторая упругая втулка. Если при работе двигателя замечена повышенная вибрация стержня рычага, извлеките втулку и проверьте ее состояние. Сильно деформированную или затвердевшую втулку замените.
clip_image007
10. Аккуратно двумя отвертками разожмите лепестки дистанционной втулки и снимите ее, а затем упругую 1 и запорную 2 втулки. 
clip_image008
11. Отверните два передних винта крепления крышки. 
clip_image009
12. Отверните по два винта крепления переднего коврика к полу, расположенных под каждым передним сиденьем. 
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Для удобства работы сдвиньте передние сиденья назад до упора.
clip_image010
13. Отверните «язычки» коврика пола под кронштейнами крепления внутренних салазок сидений. 
clip_image011
14. Отверните гайки болтов крепления внутренних салазок обоих сидений к кронштейнам, снимите шайбы и выньте болты. 
clip_image012
15. Выверните два винта крепления чехла рычага привода ручного тормоза и снимите чехол с рычага. 
clip_image013
16. Выверните винты 3 и 4 крепления декоративной накладки порога с левой стороны автомобиля ваз 2106. Винты 1 и 2 ослабьте, не вынимая. Повторите операцию с правой стороны автомобиля ваз 2106. 
17. Вытащите коврик из-под накладки порога с левой стороны автомобиля. Повторите операцию с правой стороны автомобиля. 
clip_image014
18. Заверните коврик вперед так, чтобы обойму 1 декоративного чехла перевести через рычаг 2. 
clip_image015
19. Выверните два винта крепления крышки к полу и снимите крышку. 
clip_image016
20. Ослабьте затяжку хомута и снимите шланг подвода теплого воздуха к воздушному фильтру. 
clip_image017
21. Ослабьте затяжку нижней гайки крепления воздухозаборника на два-три оборота. 
clip_image018
22. Отверните верхнюю гайку крепления воздухозаборника и снимите воздухозаборник. 
clip_image019
23. Отверните два верхних болта крепления стартера. 
clip_image020
24. Расконтрите и отверните четыре гайки крепления приемной трубы к выпускному коллектору. Снимите две стопорные пластины. 
clip_image021
25. Отверните нижний болт крепления стартера. 
clip_image022
26. Сдвиньте стартер вперед. 
clip_image023
27. Отверните на несколько оборотов гайку болта хомута, соединяющего трубы дополнительного и основного глушителей, разожмите хомут отверткой и сдвиньте его вниз на выходную трубу дополнительного глушителя.
clip_image024
28. Выверните нижний болт крепления подушки основного глушителя, выньте его из кронштейна и вытолкните подушку из кронштейна. 
clip_image025
29. Приподнимая глушитель ваз, отсоедините от него по очереди ремни подвески. 
clip_image026
30. Отверните на несколько оборотов гайку болта хомута, соединяющего приемную трубу и входную трубу дополнительного глушителя, разожмите хомут отверткой и сдвиньте его вперед на приемную трубу. 
31. Покачивая и поворачивая глушители, отсоедините их от приемной трубы. 
clip_image027
32. Выверните болт крепления хомута приемной трубы к кронштейну на коробке передач. 
33. Снимите (вниз) приемную трубу с автомобиля ваз 2106. 
clip_image028
34. Отверните две гайки крепления кронштейна безопасности к кузову, снимите стопорные и плоские шайбы и снимите кронштейн. 
clip_image029
35. Отверните три гайки болтов крепления эластичной муфты к фланцу коробки передач. 
36. Поворачивая карданный вал, поочередно выньте болты из фланца и муфты. 
ПРИМЕЧАНИЕ
Болты вынимаются только в одном положении фланца, когда болт находится слева вверху от оси муфты. 
 clip_image030
Если болты вынимаются тяжело, примените для их выталкивания бородок.
37. Отверткой отведите муфту от фланца и опустите ее вниз. 
clip_image031
38. Отсоедините провода от выключателя фонарей заднего хода. 
ПРИМЕЧАНИЕ
На автомобиле ваз 2106 выключатель фонарей заднего хода расположен в правой задней части коробки передач.
clip_image032
39. Отверните гайку и отсоедините трос от редуктора привода спидометра (расположен в левой задней части коробки передач). 
clip_image033
40. Снимите рабочий цилиндр сцепления, отвернув два болта его крепления (не ослабляя затяжки шланга). 
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Чтобы не прокачивать систему гидропривода тормозов, не отсоединяйте рабочий цилиндр от шланга. Оставьте цилиндр на автомобиле ваз 2106.
clip_image034
41. Выверните четыре болта крепления крышки картера сцепления. 
clip_image035
42. Подставьте упор под поперечину задней опоры двигателя. 
clip_image036
43. Отверните две гайки (вторая не показана) крепления поперечины к кузову и снимите шайбы. 
44. Уберите упор и плавно опустите вниз коробку передач. 
clip_image037
45. Поставьте упор под переднюю часть двигателя. 
46. Снимите с автомобиля ваз 2106 коробку передач (см. раздел 5 «Трансмиссия автомобиля ВАЗ 2106», подраздел «Снятие и установка коробки передач»).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не опирайте первичный вал коробки передач о ступицу ведомого диска или упорный фланец нажимной пружины во избежание их повреждения.
clip_image038
47. Установите оправку для центрирования ведомого диска сцепления так, чтобы передняя часть оправки полностью вошла в подшипник, запрессованный в торец коленвала. 
ПРИМЕЧАНИЕ
clip_image039
Так выглядит оправка для центрирования ведомого диска (ее можно изготовить из первичного вала коробки передач, удалив шестерню).
clip_image040
48. Вверните болт 2 на место нижнего левого болта крепления картера сцепления к блоку цилиндров. Отверните шесть болтов крепления нажимного диска к маховику, удерживая отверткой 1 маховик от проворачивания, и снимите нажимной диск сцепления. 
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Кожух сцепления в сборе с нажимным диском закреплен на маховике шестью болтами. Выворачивая последний болт, придерживайте сцепление за кожух рукой. Не держите его за упорный фланец нажимной пружины.  clip_image041
49. Снимите ведомый диск сцепления вместе с оправкой. 
50. Слейте масло из картера двигателя, если двигатель подлежит разборке. 
clip_image042
51. Очертите контуры петель крепления капота для облегчения последующей установки. 
clip_image043
52. Сожмите упор капота и отсоедините его от кузова. 
clip_image044
53. Придерживая капот, отверните по три гайки крепления капота к каждой петле и снимите с автомобиля ваз 2106 капот. Работу выполняйте с помощником. 
54. Снимите стартер, предварительно отсоединив провода от выводов тягового реле. 
clip_image045
55. Установите штатные верхние болты крепления коробки передач с технологическими рымами.
clip_image046
56. Отсоедините провод от подкапотной лампы. 
clip_image047
57. Отверните гайку крепления подкапотной лампы (вид со стороны ветрового стекла) и снимите лампу. 
clip_image048
58. Ослабьте затяжку хомута крепления шланга системы вентиляции картера к крышке сапуна и снимите шланг со штуцера сапуна. 
59. Снимите воздушный фильтр, не отсоединяя от него шланг системы вентиляции картера (см. «Снятие и установка воздушного фильтра»).
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
clip_image049
Закройте карбюратор технологической заглушкой или чистой ветошью.
clip_image050
60. Отсоедините наконечник провода от электромагнитного клапана. 
clip_image051
61. Отсоедините от карбюратора тягу управления воздушной заслонкой, ослабив винты крепления тяги и ее оболочки. Отведите тягу в сторону и зафиксируйте так, чтобы он не мешал работе. 
clip_image052
62. Снимите отверткой фиксатор и отсоедините продольную тягу привода дроссельной заслонки от рычага. 
clip_image053
63. Ослабьте затяжку хомута крепления вакуумного шланга к впускному трубопроводу и снимите шланг. 
clip_image054
64. Отверните гайку крепления «массового» провода. 
65. Снимите провод, не снимая рыма, и закрепите рым, затянув гайку крепления. 
clip_image055
66. Ослабьте затяжку хомутов крепления шлангов отопителя и снимите шланги. 
clip_image056
67. Ослабьте затяжку хомутов перепускного шланга термостата и подводящего шланга радиатора и снимите шланги. 
clip_image057
68. Ослабьте затяжку хомута шланга подачи охлаждающей жидкости в насос и отсоедините шланги вместе с термостатом от двигателя. 
clip_image058
69. Расстегните хомут жгута электрических проводов около левой внутренней фары. 
clip_image059
70. Разъедините разъем проводов питания электродвигателя вентилятора радиатора. 
clip_image060
71. Разъедините два провода питания датчика включения вентилятора радиатора. 
clip_image061
72. Ослабьте затяжку хомута крепления шланга расширительного бачка и отсоедините шланг от наливной горловины радиатора. Зафиксируйте шланг, чтобы он не мешал работе. 
clip_image062
73. Выверните болты крепления радиатора (правый не показан). 
74. Наклоните двигатель назад и, удерживая его в таком положении, снимите радиатор с вентилятором, шлангами и термостатом. 
clip_image063
75. Установите деревянный брусок между поперечиной кузова и двигателем во избежание перекоса и повреждения подушек опор двигателя. 
clip_image064
76. Отверните гайку крепления провода от распределителя к выводу «К» катушки зажигания и отсоедините провод от катушки.
clip_image065
77. Отсоедините центральный провод от крышки трамблера. 
clip_image066
78. Ослабьте затяжку хомута крепления шланга к топливному насосу и отсоедините шланг от штуцера топливного насоса. Зафиксируйте шланг, чтобы он не мешал работе. 
79. Промаркируйте датчики температуры охлаждающей жидкости, давления масла, сигнализатора недостаточного давления масла и провода, подсоединенные к ним (или запомните порядок подключения), и отсоедините от датчиков провода. 
80. Отсоедините от генератора все подходящие к нему провода. Отведите провода в сторону, чтобы они не мешали работе. 
clip_image067
81. Отверните гайки крепления подушек опор двигателя к кронштейнам (левая показана, правая расположена симметрично). 
clip_image068
82. Закрепите стропы за рымы. 
clip_image069
83. Приподнимите двигатель, уберите брусок. Убедитесь, что отсоединены все подходящие к двигателю шланги, провода и др. 
84. Снимите двигатель с автомобиля ваз 2106, соблюдая осторожность. 
85. Устанавливайте на автомобиль ваз 2106 двигатель в порядке, обратном снятию (особенности установки сцепления и коробки передач см. раздел 5 «Трансмиссия автомобиля ВАЗ 2106»).
86. Залейте охлаждающую жидкость, масло, проверьте работу двигателя. При необходимости отрегулируйте работу систем и механизмов.